Характер животных в произведениях писателей

Характер животных в произведениях писателей

Для раскрытия характера животных используются эмоционально-оценочные слова и эпитеты. Например, говорится о том, что пес Валдай преданный. Про кота Рыжко – что у него «нахальный», «самостоятельный характер», а бык Рома «неприкаянный», «одинокий».

В. Белов в «Рассказах о всякой живности» повествует, как человек и животные живут вместе. В каждой деревенской семье есть живность.

У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.

Всю жизнь бабушка Марья, другая жительница деревни, держала корову, когда «частный сектор» был ликвидирован – корову сдали в колхоз, бабушка завела овцу и козу, потому что, как пишет автор, «человек, всю жизнь свою связанному со скотиной, очень трудно привыкать жить одному».

Люди и животные помогают друг другу

Все жители деревни любят животных, хотя бывает, и маются с ними. Бабушка Марья, когда не могла содержать овец и коз, продала их, только на козла никак не находилось покупателя. И хотя он был «вонючий и такой приставала», хозяйка жалела козла, разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?» А когда козел, которому не хотелось сидеть взаперти, залез на крышу, то спасали его всей деревней.

Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.

Автор, а следом и читатель, удивляется тому, что животные будто понимают, что от них требуется. Так, Валдай хорошо освоил свои обязанности: он тщательно следил за поведение поросенка Кузи, стремящегося выпачкаться в навозной луже. Помогая этими действиями своему хозяину Феде, «ведь за поросенком не уследишь, а гулять-то с ним надо».

Без животных в деревне не обойтись: «… Федя, ежедневно ездит через лес за семь колометров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный» Но Верный не только помошник Феди – почтальона, он еще возит Егоровну на ферму.

Когда жены не было дома, Феде «приходилось зачастую доить корову», как он сам про себя говорил: «нашли шеф-повара», автор сокрушается, как меняются времена. Что же имеется в виду?

Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины – женское. Вот как меняются времена!»

Животные дружат, ссорятся, мирятся друг с другом и людьми. Например, Валдай и кот Заплаткин, который «вырос, от матери совсем отступился и очень подружился с Валдаем», а когда кота нашли мертвым, то «один Валдай жалел своего друга и неоднажды начинал выть, видимо, вспоминая кота». Валдай даже сумел помирить дедку Остахова и Федю, когда спас из пасти большой собаки Валетку. Хотя Федя «весьма редко кормит Валдая», это ничуть не мешало величайшей собачьей преданности к своему хозяину, а также их обоюдной любви. Рассказчик, живя в деревне, наблюдал, как Валдай и Федя поссорились, а все из-за того, что хозяин приказал собаке Валдаю выйти из дома, когда не он угощал его кусочками колбасы. Но потом они помирились, даже стали роднее как-то друг другу.

В главе «Конфликт» рассказыватся о том, как пьяный Федя «ни с того, ни с сего» пнул Валдая, а пес рыкнул на хозяина – «ведь он был ни в чем не виновен» - и схватил его за руку, когда тот ударил второй раз. А утром Федя проснулся от того, что Валдай осторожно зализывал ему рану. Это был последний конфликт между ними, Федя никогда больше не бил пса. Федю любили все животные, даже птицы. Он «не любил и ругал ужасно» гусей своих за то, что они щапали всех. Но проданные в дальнюю деревню птицы возвращались к нему.

Живя вместе с людьми, животные становятся похожими на своих хозяев: «Я убежден, что некоторые коровы, собаки и кошки перенимают характер своих хозяев. Многие становятся похожими на тех людей, у которых живут. Собачка Малька, например. Она навеняка подражает своей хозяйке – Лидии. Обе ругливые, не очень уживчивые».

Автор удивляется человеческим пристрастиям живности, разному поведению животных.

Пес Валдай игнорировал кино, телепередачи он «просто презирал, особенно раздражала его эстрадная музыка», автор предполагает, что собака «ревновала хозяина к этой страшной машине»

В отличие от Валдая кошка Муська «внимательно следила за тем, что происходило на экране»

Василий Иванович Белов восхищается преданностью Валдая Феде, материнским чувством Мальки, которая «каждый день за два километра в чужую деревню бегала кормить своего «сынка», не смотря ни на какие опасности». Удивляется автор куриному «домострою»: «стоит двум несушкам повздорить, петух тут как тут» , сообразительности пчел: воровали у дедка Остахова свой же мед, снятый не вовремя, раньше срока. Дедко Остахов рассказывает о пчелах: «Вот август придет, они трутней начнут выселять. Всех бездельников из дому вон. Трутни-то обратно лезут, а пчелки их не пускают, шабаш! Хватит, говорят, этих тунеядцев кормить. Вот бы и у людей так!»

В то же время автор – это не сторонний наблюдатель. Возмущается он нахальным тунеядцем – рыжим котом Лидьи, злится, что тщедушная Малька кормит его, давно ставшего гораздо больше ее самой. Но «сердце болело, - пишет автор, - неужели Федя пристрелит кота?» – это об этом же коте. Автор жалеет глупого тетерева, который залетел в деревню и был убит; быка Рому, который «бродил около деревень, тоскуя по дому, его неудержимо влекло к знакомому стаду, в родные места» . Он переживает за тонущую Мальку, непутевого козла, оказавшегося на крыше. Он переживает за всех жителей деревни, радуется, когда что-то у них получается и расстраивается, когда бывают неудачные дни.

Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она становится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.

В «Рассказах о всякой живности» самая умная собака – это Валдай: «Он ни перед кем не любезил и не заискивал, как Валетко. Ни на кого не кидался зря, не драл горло, как Лидина Малька»

Но он еще не только умный, но и смелый. Валдай заступился за задиру Валетко, спас его от огромного чужого пса. «Он просто уважал себя и других и никого не боялся», - считает автор.

В главе «Курьер» В. Белов восхищается Верным. Конь развозит почту без Феди, при этом «на всем пути ни разу не ошибся».

Автор рассказывает о своих наблюдениях за птицами, повествует об умных «хитрых и неугомонных» воронах, которые, как бы шутя, не однажды надували его, других жителей деревни. Вороны – эти умные птицы – делили сферы своего влияния. Если прилетали чужаки из другого населенного пункта, местные поднимали гвалд и с шумом выпроваживали их. «Вороны прекрасно разбираются, что к чему – когда я выходил с настоящим ружьем, вороны, после двухкратного предупреждающего крика одной из них, улетали далеко в поле. Для опыта я взял как-то Федин макет и вышел на улицу. Ни одна из них даже не подумала улететь!»

Рассказывает автор о «бойких неприятных сварливых галках», которые загадывают ему загадку, он не понимает, зачем галки «тюкают носом прямо в шерсть» овец, он думал, что «пух дергают на гнездо», но удивлялся: «все нормальные птицы вьют гнезда весной». Далее автор пишет: «Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок» . Значит, он не оставил эту загадку не разгаданной, видимо специально расспросил ветеринара – не просто проявил любопытство, он хочет понять то, что наблюдает.

Поэтически описывает автор «последнюю синичку» - предвестницу осени.

В «Рассказах о всякой живности» В.А. Белов проявил не только собственную наблюдательность, но и тонкое знание природы, животных. «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека. Он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверюшками, и оттого спешит объяснить их жизнь по себе – человеку…» - справедливо замечал русский писатель М.М. Пришвин.

Живность в рассказах умна, каковой она и является на самом деле. И умным поступкам есть научное объяснение, академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления – речевой…» Доказательства того, что звери думают, получены современными исследованиями. Известный немецкий зоолог А.Э. Брем считал, что среди прочих млекопитающих (исключая обезьян) кошки обладают высшей степенью интеллекта. Они терпеливы, сообразительны, чрезвычайно внимательны и имеют молниеносную реакцию. Интересные сведения об избирательности кошачьего слуха были опубликованы в парижской газете «Матен». Оказывается, кошачье племя испытывает влечение к классической музыке. Особенно четвероногим меломанам нравятся сочинения Моцарта и Вивальди.

А вот у лошадей, оказывается, действительно удивительная память на места и предметы, она вполне может быть «курьером».

Почему свиньи любят поваляться в грязной луже? Это не зависит от их «природной нечистоплотности или глупости», они отличаются редкой «сообразительностью». Ведь из слоя жидкой грязи, который покрывает тело свиньи, вода испаряется очень медленно, и это обеспечивает свинье длительное охлаждение. Кроме того, грязевые ванны и засыхающая корка грязи помогают ей бороться с паразитами.

Почему не хотел козел бабушки Марьи сидеть взаперти? Дело в том, что козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании животные болеют – доказали ученые.

Пчела способна улавливать тончайшие запахи. Ее усики – антенны содержат огромное количество обонятельных ямок – локаторов и многочисленные чувствительные волоски. Вот почему у дедка Остахова пчелы украли мед – «свое взяли».

Здесь пока нет комментариев.


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)