Места проживания юкагиров и их тотемные животные

Места проживания юкагиров  и их тотемные животные

В северо-восточной части Якутии находится небольшое село Нелемное Верхнеколымского района. Чем же интересно это село? Нелемное – это место компактного проживания юкагиров, они считаются аборигенами, то есть коренными жителями Якутии. Предки нынешних юкагиров обжили этот суровый край задолго до появления здесь предков эвенов, эвенков и якутов. Они жили по берегам многочисленных рек, озер, в тайге, в горах, в тундре и по побережью Северного Ледовитого океана.

Что же пишут о Нелемном? Вот как описывает Нелемное юкагирский писатель, основоположник юкагирской литературы Н.И. Спиридонов – Теки Одулок в своем биографическом очерке «На крайнем Севере»:

«Но вот юкагирское село Нелемное. Оно расположено в 40 километрах от якутского села Оттур–Кель, по мысу между рекой Ясачной и впадающей в нее Рассохой. На высоком берегу расположилось несколько рубленых избушек, с плоскими крышами, обросшими, так же как и в Нижнеколымске, травой и мхом. Население – около ста душ. В каждой избушке приютилось по два-три семейства».

Первое письменное упоминание о Нелемном мы впервые встречаем у Сарычева Г.А., который в своих записках отмечает факт посещения в ноябре 1786 г. капитаном Иосифом Биллингсом и доктором Карлом Мерком небольшого селения юкагиров Нунгадан-ангиль в устье реки Рассоха. Целью визита помимо заготовки древесины для строительства своих кораблей "Палл ас" и "Ясашна" был сбор данных о жизни аборигенов, поставленная перед этой экспедицией Академией наук по поручению Екатерины II. Нунгадан-ангиль с юкагирского переводится как "устье Нелемной", называя по селению и реку, впадающую в этом районе .

Поселок получил свое название из-за нельмы, которая поднималась вверх по реке на нерест. Устье Рассохи после подъема рыбы перекрывали заездкой, таким образом, ловили до нескольких тонн рыбы.

Современное село Нелемное, все также стоит на берегу реки Ясачной. Наша школа является национальной и носит имя первого юкагирского писателя, ученого, нашего земляка Н.И. Спиридонова – Теки Одулока. В нашей школе преподается юкагирский язык, национальная юкагирская культура, для мальчиков проводится предмет охота и охотпромыслы, а для девочек – юкагирская мастерица, также в нашей школе ведется предмет – литература коренных народов Севера. Таким образом, у нас возрождают и сохраняют юкагирский язык и культуру.

В древности юкагиры расселялись гораздо шире. Большинство ученых считают, что 2 – 2,5 тыс. лет назад юкагиры проживали от Енисея до Чукотки и являлись носителями Ымыяхтахской археологической культуры. Более того, некоторые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски (культуры Нортон и Ипиутак), но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли.

Юкагиры к моменту прихода русских проживали на огромной территории от Лены до Охотского моря и Анадыря. К началу русской колонизации племенные группы юкагиров занимали территорию от р.Лены до устья Анадыря. Они распадались на 12 родовых групп. Так, в долинах Лены и Яны обитали яндагирцы, омолоевцы, хромовцы; в бассейне Индигирки – олюбенцы, ягинцы, омокцы, когимцы, лавренцы; в бассейне Анадыря – чуванцы, анаулы, ходынцы.

Первые достоверные сведения о верхнеколымских юкагирах мы встречаем в отписках казаков-землепроходцев в 1643 г., а в сообщении 1652 г. упоминается имя знатного юкагира Чаинды. Возможно, по его имени называли род юкагиров Ясачной в ясачных отписках 1703 г., где упоминается Чаин род.

Позднее нелемнинские юкагиры в донесениях будут называться Ушканским родом, что связывается с именем Семена Табушкана, главы юкагиров в конце XVII века. Интересно, что имя Семен указывает, что он был крещенным. После его смерти крестились и остальные родичи, соблазнившиеся "светящим блестящим" - крестиком и "толстой соломиной" - свечкой. Однако более распространено мнение, что родовое имя связано с зайцем. Это подтверждается юкагирским названием рода -Чолгорад-омок.

Возможно, что заяц был тотемным животным. Заяц часто встречается в фольклоре верхнеколымских юкагиров. Он часто представлен как умное и проворное животное, которое своей хитростью обводит всех вокруг пальца .

О многочисленности юкагиров в те времена говорят якутские предания, которые называли северное сияние «дьукабил уотта» - трансформированные «юкагирские огни», считая его отсветом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мнению якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Современные исследователи сходятся во мнении, что юкагиров в середине 17 века было 5-6 тыс. человек.

Слово «юкагир», как предполагают, тунгусское. Корень слова «юка» означает по-юкагирски «далеко». Сами юкагиры называют себя «одул», что значит «крепкий», «сильный», так как их предки считались лучшими воинами по всей Северо-Восточной Сибири.

Вот как описывает юкагиров Теки Одулок в очерке «На крайнем Севере»

«Юкагиры – легкие, слегка смуглые, стройные, подвижные, вечно улыбающиеся, веселые беспечные люди, в легких меховых рубашках, плотно сидящих на плечах, крепко подпоясанных лосиными ремнями. Женщины и девушки одеты в меховые кафтаны. Спереди они спускаются ниже колен медными колечками и серебряными бляшками. Женщины ходят легкой, присущей только лесным жителям, походкой, и все украшения нп них позвякивают, точно журчит весенний ручеек».

«Врач Мицкевич, работавший в прошлом веке на Колыме, описывал юкагиров следующим образом: "Юкагиры — это стройные, легкие люди невысокого роста, с продолговатыми лицами, светлыми карими глазами, с черными, прямыми, до плеч волосами, почти без растительности на лице»

Хозяйственным укладом у юкагиров являлось охота на дикого оленя. Зимой они преследовали их на нартах, осенью охотились с помощью маньщиков. Охотились на оленей со специально обученными собаками. Застав стадо диких оленей, охотники загоняли их с помощью собак в озеро. Когда стадо пыталось переправиться через него, то с противоположного берега озера спускали с привязи еще несколько собак, которые мешали оленям выбраться на сушу. А охотники на лодках приступали к закалыванию животных копьями. Кроме того, главное значение имела охота на мигрирующих диких оленей на речных переправах.

Старинным средством передвижения по реке у юкагиров был плот треугольной формы. Пользовались также челноками, долбленками из ствола тополя. Зимой ходили на охоту на лыжах ракетах. У верхнеколымских лыжи тунгусского типа. Размер таких лыж позволяли их использовать как волокушу.

Для ловли рыбы использовались заездки, плетенные ловушки – морды, неводы, сети из тальника, также удочки. Подледный лов не был известен. Ловили, в основном, нельму, омуля, муксуна. Из рыбы летнего улова изготовляли юколу. Зимой ели замороженную рыбу в виде строганины. Мясо консервировали путем вяления на вешалах и замораживания. Ягоды и различные коренья служили добавочным сезонным питанием.

Значительную роль играла охота на птицу. У тундровых практиковалась осенняя охота по берегам озер на гусей и уток во время линьки. Участники охоты разделялись на две группы. Одна группа окружала озеро рыболовными сетями, а другая, сидящие в лодках, загоняла лишенных возможности летать птиц в сети.

«Образ жизни верхнеколымских юкагиров, сочетавших кочевание и оседлость, можно считать полуоседлым. Они передвигались по тайге в поисках пищи; летом – на лодках и плотах, зимой – на лыжах. На нарте, которую тащил за собой человек с припряженной к нему в помощь собакой, изредка ехали только больной или мать с грудным младенцем на руках»

Единственными домашними животными долгое время оставались собаки, на которых ездили. Примерно, начиная с 16 века, у тундренной части юкагиров распространяется оленеводство.

Вооружением юкагиров служили луки со стрелами, копья, каменные топоры. Железных вещей было мало. Обработка металлов носила у юкагиров, более примитивный характер. Ковка железа была заимствована ими у якутов в 17 в., а литье металлических украшений у эвенов. Ценными и почитаемыми, переходящими из поколение в поколение предметом считался серебряный или бронзовый диск, прикрепляемый к одежде на груди, т.н. «грудное солнце». Одежда старинного юкагирского воина состояла из боевого шлема и панциря из роговых пластин, скрепленных жильными лосиными нитями.

Примерно с 17 века юкагиры более массово стали носить одежду тунгусского образца: распашной кафтан из ровдуги, меховой нагрудник, кожаные штаны, длинные кожаные чулки, шапку. Своеобразной деталью юкагирского костюма был пыжиковый воротник – боа. Летняя обувь шилась из ровдуги, зимняя – из камуса. Одежда украшалась вышивкой из оленьего волоса, позднее – бисера, аппликацией из камуса, меховой оторочкой. Раскрашивалась дымом, ольхой и глиной. Головным убором юкагиров служила круглая кожаная шапочка, красиво вышитая шелком или оленьем волосом, а также бисером разного цвета и величины. Зимой мужчины и женцины поверх такой шапочки надевали теплую шапку из лисьих или собачьих лап, закрывавшую щеки и уши. В одежде преобладали черный, красный и белый тона. На сезонных собраниях, длившихся обычно около месяца, устраивались празднества, игры, танцы и различные спортивные состязания.

Древнейшие жилища имели сезонный характер – землянки, полуземлянки, конические шалаши, чумы, покрытые шкурами – корой или дерном. Со второй половины 18 века стал использоваться также деревянный сруб, т.н. «якутский дом». Традиционными жилищами юкагиров являются ураса, холомо и чандалы. Ураса имеет коническую форму, строится из соединяющихся в верхней части жердей, сверху покрытых летом корой лиственницы и зимой оленьими шкурами. Обычный размер урасы до 4 метров в основании и 2,5 метра в высоту, но известно, что в 17 – 18 веках встречались большие урасы, в которых могли помещаться до ста человек. Холомо был зимним жилищем и имел пирамидальную форму. Чандалы до наших дней не дошли.

Здесь пока нет комментариев.


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)