Роль образа собаки в разных культурах

Роль образа собаки в разных культурах

О собаках написано множество книг и научных статей. Это животное – первое из прирученных человеком (по разным данным от 20 до 50 тысяч лет назад), такое привычное для каждого из нас, до сих пор остаётся загадкой для учёных. Немало существует предположений по поводу происхождения, одомашнивания Канис Фамилиарис и пока - только догадки о тайнах её мозга и удивительных способностей.

Взаимоотношения собаки и человека вызывают научный и житейский интерес уже давно. «Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака». Необходимость особых знаний и подходов к построению взаимоотношений с собаками поняли в далёкой древности. Так, например в первом веке до нашей эры появился первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве» он описывает различные типы собак, как выбрать щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Подобные произведения известны во многих древних государствах.

«Тысячи лет рядом с нами живёт собака – верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережёт государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми – всего не перечислишь. С незапамятных времён собака помогала человеку в труде, охраняла его жилище от врагов и диких зверей. Человек оценил в собаке её неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух. Человек полюбил собаку за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека». Даже привычный нам «собачий язык» собаки придумали ради общения с людьми.

«Дикие сородичи собак не лаяли. Они общались звуками иного порядка: вой, повизгивание, рычание. Лай домашней собаки – сигнал, обращённый к «двуногой стае». Это взволнованное сообщение об опасности, призыв к остановленной или преследуемой добыче…, выражение эмоций. «Научившись лаять,… прирученные собаки «изобрели» своеобразный язык для общения с человеком…»

«Исторически взаимоотношения между собакой и человеком складывались очень не просто. Мы наблюдаем как периоды полного взаимопонимания и крепкой дружбы, так и периоды игнорирования и беспощадного использования этих животных.». «Но что даёт право судить о том, как там всё было, тысячи лет тому назад, когда не существовало письменности и, кажется, нет никаких свидетельств той жизни? Свидетельства есть – это находки археологов и наскальные рисунки людей каменного века; исследования этнографов, изучающих быт современных народов, стоящих на уровне людей каменного века; знание повадок и биологии…животных… Первые люди известны со времён палеолита. Надо сказать, что человека и собаку многое объединяет. Во-первых, они современники. И собака, и человек относятся к одной фауне в истории Земли. По мере того, как человек…становился человеком разумным, дикая собака становилась ручной и домашней. Эта параллель ярко выражена в находках палеоантропологов: с каждой новой ступенью развития человека всё чётче прослеживаются признаки одомашнивания на черепах собак».

Когда-то общество людей представляло собой нечто похожее на стаю диких собак. Совпадали и места обитания этих двух видов, и способы охоты, и даже её объекты. Так что они просто не могли, в конце концов, не заметить явных преимуществ совместного существования. Даже молоко человеческое и собачье оказалось близко по составу. Учёным известны случаи, когда в некоторых племенах детей выкармливали молоком ощенившейся собаки.

В мезолите были изобретены лук и стрелы, «костяные иглы с ушками говорят об изготовлении одежды из шкур, много орудий труда делалось из рога оленя и кости животных, люди научились делать рыболовные снасти и выдалбливать лодки-челноки». К этому же историческому периоду относится строительство примитивных свайных построек и переход к сознательному использованию возможностей собак для своих целей, то есть к приручению. Именно по остаткам культуры свайных построек лучше всего изучена жизнь эпохи мезолита. «Каменные орудия этих людей оказываются уже гладкими, а не грубо оббитыми, как раньше. Впервые начинают встречаться черепки глиняной посуды… В самых нижних слоях свайных построек…находят останки собак», которым было дано название «торфяниковый шпиц». Продолжающиеся географические и климатические изменения привели к тому, что через 1,5 – 2 тысячи лет у людей появился новый тип собак. Да и сам человек изменился. Кроманьонцы оставили нам в наследство вырезанные на стенах пещер превосходные рисунки зверей. «По этим рисункам мы теперь можем судить, какие животные были в те времена в Европе. 8 тысяч лет назад, вслед за степными животными, проникла в Европу первая волна азиатских народов… и стада домашних животных…Вместе с ними была и собака…Она могла походить на среднеевропейских овчарок».

Из-за совпадения этого времени с изобретением бронзы, эпоху назвали бронзовой, а собаку – бронзовой овчаркой.

«К концу бронзового века в отложениях золы Богемии и нижней Австрии и в других местах находят останки так называемой зольной собаки,…похожей на современных гончих….О значении их в жизни человека того времени говорит тот факт, что пепельных собак хоронили вместе с хозяином при захоронении и приносили в жертву богам, как самую большую ценность. После бронзового века наступил век железа…за тысячу лет до нашей эры…в этот период истории появляются ещё несколько пород собак. Человек стал использовать собак по их природным и приобретённым способностям как незаменимых помощников в хозяйстве: для охоты, пастьбы скота, охраны жилища и даже для транспортировки грузов. В разных местах у разных народов процесс формирования взаимоотношений человека и собаки шёл по-разному. Это объясняется и климатическими и географическими особенностями мест обитания человеческих племён, и культурными традициями, и начинающими складываться религиозными представлениями народов. Начиналось «обожествление непонятных и могущественных сил природы, поклонение духам. Например: в Древнем Египте существовал обычай хоронить людей вместе с собаками, потому что тогда существовал бог всех умерших Анубис (облик человеко-собаки) и считалось, что дух собаки, которая лежит рядом с телом человека, будет сопутствовать духу человека на пути в мир иной.

По культовым захоронениям собак и обычаям, известным у полинезийцев и на Гавайских островах, по легендам и мифам, изученным этнографами, складывается интересная картина представлений разных народов о собаке, как защитнике от злых духов. Самое древнее (времён мезолита) захоронение старика со щенком найдено в Палестине (Эйнане). В неолите такие погребения встречаются уже в Центральной Европе, Китае, Прибайкалье, в додинастическом Египте. В бронзовом веке их ареал охватывает обширные области от Южной Сибири до Месопотамии и Западной Европы, Якутии, Чукотки, Японии… На Гавайях собак умерщвляли в случае смерти ребёнка, считая, что они будут оберегать его душу. Эскимосы клали в могилы своих детей собачьи головы – как символ сторожа. Этнографы обнаружили у многих первобытных народов представления о собаках как посредниках между людьми и духами…

Но не только мёртвых, а и живых оберегали собаки от злых духов в представлениях древних людей. Собакам приписывали «сверхъестественное» могущество и использовали эту силу для покровительства своему жилищу, совершая жертвоприношения». В восточной и юго-восточной Новой Гвинее особо почитали охотничьих собак. Наравне с охотниками их считали кормильцами семей. В случае смерти их погребали как людей и несколько дней оплакивали.

«Народы Передней Азии начали использовать собак для охраны стад от многочисленных хищников. Как охотничьи и сторожевые известны нам по наскальным рисункам собаки времён неолита Северной Африки».

В районах Сибири и Крайнего Севера, у народов Амура, в торфяниках Финляндии, на севере Восточной Европы археологи и этнографы находят подтверждение использования собак как самой первой тягловой силы. И кто знает, может быть, благодаря собакам были изобретены сани? Но бесспорно то, что охранные, пастушьи и охотничьи способности собак во многом продвинули вперёд развитие и человеческого общества. Из всех прирученных человеком животных именно собака помогла людям стать успешными охотниками, земледельцами и скотоводами, а значит, трудно переоценить и её вклад в формирование поселений и оседлого образа жизни людей в целом.

Несколько тысячелетий назад, когда люди уже вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, «они стали изображать собак на скалах, стенах, различных предметах домашней утвари, делать скульптурки. Эти изображения дают нам возможность судить о внешнем виде собак. С развитием письменности появились первые упоминания о собаках и ритуалах с ними связанных».

Древние арии, создатели Ригведы и Авесты, верили, что собаки — посланцы бога смерти и должны сопровождать умершего. Поэтому не удивительно, что в захоронениях тех времен находят останки людей и собак в одной могиле.

Остались письменные свидетельства об охотничьих и военных собаках древних персов. Так, о царе Кире (560—529 гг. до н. э.) сообщают, что он содержал такое большое количество охотничьих собак, что податей с четырех важнейших городов страны недостаточно было для покрытия расходов на их содержание. При упоминании о другом царе персов — Ксерксе (486—465 гг. до н. э.) говорится, что при одном военном походе он пользовался дикими собаками. В Древней Месопотамии, на барельефах начала III тыс. до н. э., времени, когда каменные орудия труда все больше вытеснялись металлическими,— изображены шпицеобразные собаки.

Культура эгейского мира, развивавшаяся на островах и в прибрежных областях Эгейского моря, занимала промежуточное положение между древневосточными рабовладельческими государствами и культурой Древней Греции. Самым большим островом Эгейского моря, ставшим центром торговых путей между Египтом, Финикией, Сирией и Грецией, стал Крит. При раскопках на Крите среди археологических находок, относящихся ко II тыс. до н. э., есть изображения собак с короткими стоячими ушами, поджарых, с серповидным хвостом, изображения догов, печати с изображением так называемой критской собаки.

Вершиной обожествления собак за всю историю человечества стало ее положение в древнеегипетской религии и мифологии. Бог, покровитель умерших Ипту (по-египетски), или Анубис (по-гречески), почитался в образах лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб.

Tакое положение собак вряд ли было случайным. В жизни древних египтян они играли значительную роль. Поражает прежде всего то, что в этом государстве было такое большое количество пород домашних собак, какого не встречается ни в одном древнем государстве. Судя по сохранившимся рисункам, здесь были и изящные борзые, и гончие, шпицеобразные породы, а также и такие, о которых мы пока и не знаем, что они из себя представляли:

Чтобы понять, откуда здесь могло появиться такое разнообразие собак, придется ненадолго вернуться в палеолит. Дело в том, что животноводство и земледелие зародились не на территории будущего египетского государства, а в прилегающих к нему областях (в Сахаре и Северной Африке).

В палеолите климат в Сахаре был совершенно иной, чем теперь. В то время, когда Европу покрывали ледники, и несколько позднее Сахару орошали многочисленные реки. Теперь от них остались лишь безводные русла — «вади». Пустыня стала образовываться позже, за 5 тыс. лет до н.э. А в каменном веке по всей Северной Африке простирались кустарниковые и травянистые саванны, в горах росли леса. Здесь обитали туры — древние первобытные быки, козы, овцы, олени, антилопы, слоны, жирафы. В конце палеолита — мезолита древними людьми были сделаны наскальные рисунки, по которым мы теперь можем судить о животном мире тех времен. В Сахаре и Северной Африке было большое разнообразие диких собак. Они-то и послужили тем исходным материалом, из которого древние египтяне впоследствии создали одомашненные формы. Приручались гиеновые собаки, гиены, гепарды. На фреске, относящейся к VI тыс. до н. э., изображены борзые в виде своры из четырех собак в ошейниках. В верхнем ряду этой же фрески изображены две гиеновые собаки на поводке. К IV тыс. до н.э. в Египте был уже известен обычай похорон собаки вместе с хозяином.

В Египте, судя по сохранившимся рисункам и останкам, было не менее трех типов собак. Они имели свое обозначение в иероглифах. В одном сохранившемся письме времён Менефтиса (19-я династия) называются 200 собак вида уау и 300 – вида унзу. Учёные считают, что селекция животных началась именно на собаках.

Особенно большим почетом у египтян пользовались комнатные собаки. Они считались священными. В случае смерти собаки владелец ее постригал себе волосы на голове в знак траура, бальзамировал животное и торжественно погребал его.

В Ассирии пород собак было намного меньше, чем в Египте. На самых древних памятниках встречаются только две догообразные породы. Позднее, на глиняных табличках, найденных в библиотеке предпоследнего ассирийского царя Ассурбанипала (668—626 гг. до н. э.), появилось упоминание новых пород: домашние, охотничьи, комнатные и так называемые эламские собаки. У жителей Ассирии собака играла большую роль в суевериях. Они говорили, что «если желтая собака вступит во дворец, то это знак печальной судьбы для дворца; если пятнистая собака вступит во дворец, то царь будет просить мир у врага; если собака забежит во дворец и ляжет на стул, то дворец сгорит».

Здесь пока нет комментариев.


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)