Взаимодействие человека с животным миром

Тема взаимодействия, взаимоотношений человека и природы всегда привлекала внимание как писателей, так и читателей. Для русского человека во все времена природа – это не только пейзаж, формирующий эстетический вкус, представление о прекрасном. Как правило, писатель раскрывает и определенный вариант отношения человека к природе, в художественном произведении характер литературного героя прослеживается через отношение его к животным, живущим рядом. По мнению М.А. Эпштейна, автора книги "Природа, мир, тайник вселенной", "образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического самосознания " Животные, по его мнению, - это самое загадочное в бытии, по отношению к чему все остальное является опытом разгадки: ведь в животном уже есть та внутренняя самобытная, подвижно своевольная жизнь, которая отсутствует в остальной природе, но эта жизнь еще не выговаривает себя, не воплощается в созданиях культуры, как у человека. Человек – это часть природы .

Анализ «Рассказов о всякой живности» Белова дан во многих книгах, статьях, посвященных его творчеству. Как правило, специалистами анализируются характеры героев, особенности композиции, художественное своеобразие произведений. Липин С.А. в книге «Человек глазами природы» характеризовал В.Белова как одного из тех художников, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом.

Общее настроение в семье, их взаимная любовь и уважение заметно влияли на характер и поведение домашних животных. Весьма интересными, подчас просто необъяснимыми с точки зрения рассудка бывали отношения детей и животных, а также одних домашних животных с другими», - пишет автор «Лада».

Проза Белова, в которой каждая фраза – рассказ в литературе, отражающий сложность и красоту нашего трудного века. Каждый литературный герой Белова неповторим, со своим характером, складом ума и удивительно большой образной речью. Произведения В.Белова поучительны и поэтому запоминаются на всю жизнь.

«Рассказы о всякой живности» были опубликованы в издательстве «Детская литература» в 1978 году.

Это рассказы для детей, но и взрослые могут найти в них много полезного и интересного для себя.

Писатель Е.Носов сравнивал эти рассказы с этюдами, которые набрасывает художник. «Даже не все они построены на какой-либо занятной истории. Два – три мимолетных штриха – и, пожалуйста, вот вам живые и наглядные конь Верный, собачка Малька, поросенок Кузя и не просто разные внешне, но и наделенные своими особенностями поведения, так сказать, личными чертами характера», - пишет Носов .

Действие, описанное в этом произведении, происходит в маленькой деревне. Название деревни не дано. Возможно, потому, что ситуации, которые приведены в рассказе, могли бы случиться в любой северной деревне.

Людей, населяющих деревню мало, но они живут большой дружной семьей, по возможности помогают друг другу. В деревне есть магазин, когда-то была конюшна на 120 лошадей, но теперь половина конюшни развалилась, а во второй живет конь Верный. Ферма и клуб находятся в другой деревне. Цивилизация мало коснулась этой деревни, здесь во многом живут так, как жили несколько поколений крестьян, особенно это касается отношений людей и животных. Машины, велосипеды, тракторы пугают животных, вызывают у них раздражение.

Действующими лицами «Рассказов о всякой живности» являются жители деревни – Федя, Елена Егоровна, автор, дети, дедко Остахов, бабушка Марья, Лидия и другие, не названные по именам. И животные – кошки, собаки, коровы, кони, гуси, кролики, куры, галки, вороны, хорь, поросенок, овцы, козы, пчелы.

Основным средством раскрытия центральной идеи в «Рассказах о всякой живности» являются представленные автором описания самих животных, их поведения, отношения людей к ним.

Описание внешности некоторых животных в рассказах приводится довольно подробное. Например, описание Валдая: громадный пес, темно - серый с патлатою сединой на ляжках. Автор представляет читателю кота Рыжко, яркого как огонь, очень рыжего, даже оранжевого, с белым брюшком, и подчеркивает, что он очень красив.

У некоторых животный нет подробного описания, например, рассказывая о петухе, автор указывает только на его красную бороду и роскошную шею: « … гордо вскидывает голову, выгибает роскошную шею и самозабвенно поет на весь белый свет».

У Лидиной собачки Мальки – «маленькие ножки, что спички, и очень кривые».

Про маленького песика Валетко говорится лишь, что он «непонятно какой породы».

Эмоционально - оценочная лексика в речи автора и персонажей отражает отношение своих хозяев к животным, кота Рыжко Лидия называет и лежебокой, верзилой, увальнем, лентяем, тунеядцем.

Для раскрытия характера животных используются эмоционально-оценочные слова и эпитеты. Например, говорится о том, что пес Валдай преданный. Про кота Рыжко – что у него «нахальный», «самостоятельный характер», а бык Рома «неприкаянный», «одинокий».

Животных в деревне называют простыми, обычными кличками: конь Верный, бык Рома, кот Заплаткин, Рыжко и т.д.

Козла Марьи вся деревня кличет бесом и дьяволом, а дедко Остахов назвал его «космонавтом», когда козел залез на крышу, потому что не хотел сидеть взаперти.

Обращаются к животным не только по кличкам, но называют и ласкательными словами: к поросенку Кузе – «батюшко», к корове Поляне – «матушко».

Все названия животных клички, создают какой-то уют в деревне, а также показывают отношение хозяев в своим животным, любовь, уважение, равенство положения людей и животных. Действительно, человек и животные существа – это создания природы, и перед природой все равны. Автор призывает человека не возвышаться над природой, заботиться о «меньших братьях».

В. Белов в «Рассказах о всякой живности» повествует, как человек и животные живут вместе. В каждой деревенской семье есть живность.

У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.

Всю жизнь бабушка Марья, другая жительница деревни, держала корову, когда «частный сектор» был ликвидирован – корову сдали в колхоз, бабушка завела овцу и козу, потому что, как пишет автор, «человек, всю жизнь свою связанному со скотиной, очень трудно привыкать жить одному».

Люди и животные помогают друг другу.

Все жители деревни любят животных, хотя бывает, и маются с ними. Бабушка Марья, когда не могла содержать овец и коз, продала их, только на козла никак не находилось покупателя. И хотя он был «вонючий и такой приставала», хозяйка жалела козла, разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?» А когда козел, которому не хотелось сидеть взаперти, залез на крышу, то спасали его всей деревней.

Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.

Автор, а следом и читатель, удивляется тому, что животные будто понимают, что от них требуется. Так, Валдай хорошо освоил свои обязанности: он тщательно следил за поведение поросенка Кузи, стремящегося выпачкаться в навозной луже. Помогая этими действиями своему хозяину Феде, «ведь за поросенком не уследишь, а гулять-то с ним надо».

Без животных в деревне не обойтись: «… Федя, ежедневно ездит через лес за семь колометров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный» Но Верный не только помошник Феди – почтальона, он еще возит Егоровну на ферму.

Когда жены не было дома, Феде «приходилось зачастую доить корову», как он сам про себя говорил: «нашли шеф-повара», автор сокрушается, как меняются времена. Что же имеется в виду?

Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины – женское. Вот как меняются времена!»

Животные дружат, ссорятся, мирятся друг с другом и людьми. Например, Валдай и кот Заплаткин, который «вырос, от матери совсем отступился и очень подружился с Валдаем», а когда кота нашли мертвым, то «один Валдай жалел своего друга и неоднажды начинал выть, видимо, вспоминая кота». Валдай даже сумел помирить дедку Остахова и Федю, когда спас из пасти большой собаки Валетку. Хотя Федя «весьма редко кормит Валдая», это ничуть не мешало величайшей собачьей преданности к своему хозяину, а также их обоюдной любви. Рассказчик, живя в деревне, наблюдал, как Валдай и Федя поссорились, а все из-за того, что хозяин приказал собаке Валдаю выйти из дома, когда не он угощал его кусочками колбасы. Но потом они помирились, даже стали роднее как-то друг другу.

В главе «Конфликт» рассказыватся о том, как пьяный Федя «ни с того, ни с сего» пнул Валдая, а пес рыкнул на хозяина – «ведь он был ни в чем не виновен» - и схватил его за руку, когда тот ударил второй раз. А утром Федя проснулся от того, что Валдай осторожно зализывал ему рану. Это был последний конфликт между ними, Федя никогда больше не бил пса. Федю любили все животные, даже птицы. Он «не любил и ругал ужасно» гусей своих за то, что они щапали всех. Но проданные в дальнюю деревню птицы возвращались к нему.

Живя вместе с людьми, животные становятся похожими на своих хозяев: «Я убежден, что некоторые коровы, собаки и кошки перенимают характер своих хозяев. Многие становятся похожими на тех людей, у которых живут. Собачка Малька, например. Она навеняка подражает своей хозяйке – Лидии. Обе ругливые, не очень уживчивые».

Автор удивляется человеческим пристрастиям живности, разному поведению животных.

Пес Валдай игнорировал кино, телепередачи он «просто презирал, особенно раздражала его эстрадная музыка», автор предполагает, что собака «ревновала хозяина к этой страшной машине»

В отличие от Валдая кошка Муська «внимательно следила за тем, что происходило на экране»

Василий Иванович Белов восхищается преданностью Валдая Феде, материнским чувством Мальки, которая «каждый день за два километра в чужую деревню бегала кормить своего «сынка», не смотря ни на какие опасности». Удивляется автор куриному «домострою»: «стоит двум несушкам повздорить, петух тут как тут» , сообразительности пчел: воровали у дедка Остахова свой же мед, снятый не вовремя, раньше срока. Дедко Остахов рассказывает о пчелах: «Вот август придет, они трутней начнут выселять. Всех бездельников из дому вон. Трутни-то обратно лезут, а пчелки их не пускают, шабаш! Хватит, говорят, этих тунеядцев кормить. Вот бы и у людей так!»

Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она станосится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.

В «Рассказах о всякой живности» самая умная собака – это Валдай: «Он ни перед кем не любезил и не заискивал, как Валетко. Ни на кого не кидался зря, не драл горло, как Лидина Малька»

Но он еще не только умный, но и смелый. Валдай заступился за задиру Валетко, спас его от огромного чужого пса. «Он просто уважал себя и других и никого не боялся», - считает автор.

В главе «Курьер» В. Белов восхищается Верным. Конь развозит почту без Феди, при этом «на всем пути ни разу не ошибся».

Автор рассказывает о своих наблюдениях за птицами, повествует об умных «хитрых и неугомонных» воронах, которые, как бы шутя, не однажды надували его, других жителей деревни. Вороны – эти умные птицы – делили сферы своего влияния. Если прилетали чужаки из другого населенного пункта, местные поднимали гвалд и с шумом выпроваживали их. «Вороны прекрасно разбираются, что к чему – когда я выходил с настоящим ружьем, вороны, после двухкратного предупреждающего крика одной из них, улетали далеко в поле. Для опыта я взял как-то Федин макет и вышел на улицу. Ни одна из них даже не подумала улететь!»

Рассказывает автор о «бойких неприятных сварливых галках», которые загадывают ему загадку, он не понимает, зачем галки «тюкают носом прямо в шерсть» овец, он думал, что «пух дергают на гнездо», но удивлялся: «все нормальные птицы вьют гнезда весной». Далее автор пишет: «Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок». Значит, он не оставил эту загадку не разгаданной, видимо специально расспросил ветеринара – не просто проявил любопытство, он хочет понять то, что наблюдает.

Поэтически описывает автор «последнюю синичку» - предвестницу осени.

В «Рассказах о всякой живности» В.А. Белов проявил не только собственную наблюдательность, но и тонкое знание природы, животных. «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека. Он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверюшками, и оттого спешит объяснить их жизнь по себе – человеку…» - справедливо замечал русский присатель М.М. Пришвин.

Живность в рассказах умна, каковой она и является на самом деле. И умным поступкам есть научное объяснение, академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления – речевой…» Доказательства того, что звери думают, получены современными исследованиями. Известный немецкий зоолог А.Э. Брем считал, что среди прочих млекопитающих (исключая обезьян) кошки обладают высшей степенью интеллекта. Они терпеливы, сообразительны, чрезвычайно внимательны и имеют молниеносную реакцию. Интересные сведения об избирательности кошачьего слуха были опубликованы в парижской газете «Матен». Оказывается, кошачье племя испытывает влечение к классической музыке. Особенно четвероногим меломанам нравятся сочинения Моцарта и Вивальди.

А вот у лошадей, оказывается, действительно удивительная память на места и предметы, она вполне может быть «курьером».

Почему свиньи любят поваляться в грязной луже? Это не зависит от их «природной нечистоплотности или глупости», они отличаются редкой «сообразительностью». Ведь из слоя жидкой грязи, который покрывает тело свиньи, вода испаряется очень медленно, и это обеспечивает свинье длительное охлаждение. Кроме того, грязевые ванны и засыхающая корка грязи помогают ей бороться с паразитами.

Почему не хотел козел бабушки Марьи сидеть взаперти? Дело в том, что козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании животные болеют – доказали ученые.

Пчела способна улавливать тончайшие запахи. Ее усики – антенны содержат огромное количество обонятельных ямок – локаторов и многочисленные чувствительные волоски. Вот почему у дедка Остахова пчелы украли мед – «свое взяли».

Пчелы – это умные животные. Они, например, держат трутней только весной и летом, а осенью пчелы изгоняют трутней из ульев, и они все погибают от голода и холода.

В описании животных, жизни деревни, где он пробыл лето, мы видим автора – рассказчика, любящего сельскую жизнь, привычный уклад крестьянской жизни, любящего «всякую живность» или не равнодушного к ней.

Читатели его рассказов не только знакомятся с сельскими жителями, узнают повадки домашних и диких животных и птиц, но и вместе с ним наблюдают, сопереживают, изучают животных. Природа и животные неотделимы, и писатель уверен, что рядом с животными человек станосится добрее и мудрее.

«Любовь к животным – это любовь абсолютно особенная: у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых условий», - писал Эмиль Золя.

Естественна любовь к животным со стороны сельских жителей, так как они ближе к природе, и в этом их особенное счастье, настолько естественное, что, скорее всего, и не воспринимаемое так самими людьми, но необходимое, подаренное самой природой – утверждает своими рассказами В.А. Белов.

Японский мудрец говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». И герои рассказов Василия Ивановича Белова счастливы.

Здесь пока нет комментариев.


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)