Образы птиц в лирике Е.Ф.Маркина

Образы птиц в лирике Е.Ф.Маркина

Образ гуся – один из важнейших «птичьих» образов в творчестве Е.Ф.Маркина. Гусь для Евгения Фёдоровича - не простая птица. Во-первых, это поэтический символ его родины – Мещёры, природу которой поэт не представляет без летящих в небе гусей и их песен. В стихотворении «Речка Гусь» поэт пишет.

Лебедь

В русском фольклоре символика поэтического образа дикого гуся во многом совпадает с символикой образа лебедя. И гусь, и лебедь - это символы свободы и, благодаря сезонным перелетам, символы осени и весны. Эти традиции народной поэзии продолжает и Е.Ф.Маркин. Например, гуси и лебеди в качестве вестников осени изображены в стихотворениях «Снегопад!» и «В зарослях зелёных…».

Кроме того, лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Существует даже поверье о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Традиционно в лирике Евгения Федоровича лебеди символизируют изящество, лёгкость, отсюда и сравнение:

В мировой литературе лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя - это песня поэта - обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Существует поверье, будто лебеди поют перед смертью. В трагедии Эсхила «Агамемнон» Клитемнестра, сравнивая предсмертные вдохновенные слова Кассандры с жалобным криком умирающего лебедя-кликуна, говорит: «Та, которая, подобно лебедю, пропела свою последнюю жалобную, смертную песню». Цицерон применяет это же сравнение к Лицинию Крассу, который умер после произнесения им речи: «Это было подобно лебединой песне». Брем в «Жизни животных», рассказывая о лебеде-кликуне, приводит свидетельства натуралистов: «Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола… Всё, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни».

Образ лебедя встречается также и в названии озера Лебединого в Клепиковском районе. В стихотворении «Озеро Лебединое» поэт восхищается красотой природы, любуется дорогими его сердцу местами. Раздумывая о названии озера, Е.Ф.Маркин старается объяснить его уже с точки зрения современного человека, знакомого с балетом П.И.Чайковского: «Говорят, что печальное эхо балета заблудилось в сосновой чаще». В последних строчках стихотворения повторяются звуки, из которых состоит слово «Лебединое».

Журавль

Одним из ключевых образов в поэзии Е.Ф. Маркина является журавль. В своих стихотворениях рязанский поэт не раз сравнивает себя с этой птицей. Родина серого журавля, его основное место обитания - Мещёра.

Е.Ф.Маркин предан своей малой родине. Для него нет на Земле места лучше Мещёрского края. Поэт признается, что в любом другом краю ему, «как журавлю, прикаянья нет и не было». С образом журавля связан мотив неприкаянности, бесприютности лирического героя.

Неповторимое курлыканье журавлиного клина, разрезающего небесную синь, всегда приковывает к себе внимание людей. Необъяснимым образом журавли пробуждают в душах чуткость и искренность, желание поднять взор к небесам и задуматься о чем-то важном, неуловимом, вечном… Е.Ф.Маркин, наблюдая за пролетающими в небе журавлями, приходит к выводу о том, что «журавли – души опальных поэтов». Тема трудной судьбы опального поэта, поэта-изгнанника очень близка ему.

Улетающий осенью клин журавлей в народе символизирует невероятную тоску по родному краю, ведь прощальное курлыканье журавлей никого не оставляет равнодушным, настолько явно звучат в голосах птиц нотки отчаяния и скорби. Жители деревень порой долго бежали вслед журавлиному клину и, чтобы птицы вернулись весной домой, кричали: «Колесом дорога». В народе говорили, что этими словами будто бы можно задержать улетающих журавлей, а вместе с ними – и наступление заморозков.

Чайка

Чайки – вольные речные птицы. Образ реющих над водными просторами белых чаек можно встретить в самых разных стихотворениях Е.Ф.Маркина. Чаще всего эти птицы символизируют весёлую пору молодости, полную свободы, безграничного счастья и неземной любви.

В этом стихотворении звучит сожаление о том, что с годами куда-то уходит романтика, заботы о материальном благополучии становятся главными: «И лишь только о ней, о зарплате, разговоры с темна до темна». А между тем белые чайки по-прежнему вольно кружатся над плёсами, напоминая о мечтах юности.

Образ малой родины – Мещёрского края – составная часть образа Родины большой – Отечества. В разных уголках Советского Союза приходилось бывать Е.Ф.Маркину. И всюду душа его была открыта людям и миру окружающей природы. Птицы, которых с детства поэт привык видеть на Рязанщине, напоминали ему о дорогих сердцу местах, волновали, тревожили, поэтому образ белых чаек подобен ниточке, связывающей его с родным краем.

Сокол

В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга мог оборачиваться соколом.

Много значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и устойчивым стало восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. Поэтому неслучайно, что и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.

Изображение воина в образе сокола находим и в стихотворениях рязанского поэта:

Образ сокола в поэзии Е.Ф.Маркина тесно сплетается с темой Великой Отечественной войны. Опираясь на фольклорные и литературные традиции, в стихотворении «Пули падали около…» поэт создаёт запоминающийся, светлый, пронзительный образ умирающего воина:

Орёл

Для славян орёл - это божья птица, владыка небес. Согласно древней легенде, он живет дольше всех пернатых (за исключением ворона) и неподвластен времени: достигнув почтенного возраста, улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость.

Образ этой птицы встречается в стихотворении «Перепутье», где парящий орел символизирует возрождение:

Орлан

Орлан - более крупная, чем орёл, птица. В лирике поэта орлан – воплощение необычайной силы и лёгкости:

Чибис

Чибис - удивительная птица. Чибиса никогда не спутаешь ни с какой другой птицей и всегда легко узнаешь благодаря его пронзительному крику-вопросу: «Чьи-вы, чьи-вы?» Эту особенность подчеркивает и рязанский поэт в своём стихотворении «Чибисы».

Конечно же, Е.Ф.Маркин не ограничивается передачей криков чибисов. Он использует аллитерацию, подбирая слова, созвучные крикам чибисов. Поэтическая звукопись служит не просто украшением речи, в данном случае она помогает передать особое настроение лирического героя, мечтающего о счастливой любви:

Аист

Согласно русским народным поверьям, аист – священная птица, приносящая жизнь, это символ домашнего очага. Так осмысляет образ аиста Е.Ф.Маркин и в стихотворении «Молдавский аист». Поэт изображает аиста, восхищаясь его красотой, величием и преданностью родной земле.

Е.Ф.Маркин постоянно расширяет географические границы своего поэтического пространства. В этом ему помогают образы птиц. Аистов поэт мог видеть и в Мещёре, поэтому в Молдавии они тоже привлекают его внимание, волнуют и тревожат его.

Ворон

В поэзии Е.Ф.Маркина образы птиц преимущественно светлые. Исключение составляют образы ворона и ястреба, символизирующие печаль, горе, скорбь.

В образе ворона или вороны в фольклорной традиции изображалась смерть. В народных поверьях ворон предвещает скорую смерть, пролетая (а тем более кружась) и каркая над головой путника. Рязанский поэт продолжает поэтические традиции.

Но стихотворение посвящено вовсе не военной теме, а словесным поединкам молодых поэтов и критиков. Традиционный образ чёрного ворона переосмысляется: с его помощью создаётся сатирический образ «краснолицего, представительного дубины», который «дубасит молодые наши песни и картины наши кроет на разнос».

Ворон в народе связывается также с кровопролитием, насилием и войной, по-видимому, из-за того, что вороны обычно слетаются на места битв и расклёвывают мясо мертвых, что также стало причиной отрицательного отношения к этим птицам. Образы воронов - вестников войны встречаем в стихотворении «Баллада о двадцатитрёхлетии»:

Ястреб

Ястреб в представлении славян - образ опасного хищника, воплощающего собой воинственную агрессивность, беспощадность и отсутствие благородства. Образ ястреба в первую очередь связывается со стремительностью атаки на противника.

В стихотворении, посвящённом А.И.Солженицыну, поэт затрагивает сложнейшую тему свободы личности во время политических репрессий. В этих строчках чувствуется дыхание самой эпохи, настолько сильное впечатление производит образ конвоира, ястребиный взгляд которого ощущается даже спиной.

Соловей

Образ юности складывается из более мелких конкретных образов: цветов, песен соловья, зарниц. Необычным кажется эпитет «крылатые зарницы», но как раз для лирики Е.Ф.Маркина этот образ является характерным. Очевидно, понятие «крылатости», связанное с образами птиц, воплощает некие романтические мечты и надежды, которые окрыляют человека.

Перепел

Образ перепела в поэзии Е.Ф.Маркина возникает в стихотворении «В нашем общежитии». Он помогает создать комический образ коменданта. Оказывается, во время брачного периода перепела его крики (или, как ещё говорят, бой) особенно далеко слышны на вечерней заре, а в самый разгар брачного сезона они не смолкают весь день. Крик перепела весьма своеобразен: от тихого «ва-вва, ва-вва» до звонкого «спать-пора, спать-пора». Отсюда и сравнение:

Кукушка

В мифологии кукушка — вещая птица, посвящённая богине весны. Прилетая из заоблачной страны, откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка ведает часы рождения, брака, смерти. Замужние женщины спрашивают у нее, сколько родится у них детей, а девицы — скоро ли будут сосватаны и долго ли проживут замужем. Разумеется, всякий человек норовит сразу спросить у вещей птицы, сколько лет осталось ему жить на белом свете. С образом кукушки связано много примет, предсказаний.

Лунь

Птица-лунь - примечательное существо, которое соединяет в себе характерные признаки дневных и ночных пернатых хищников. Песня луня нежная, томная. Об этом пишет поэт в стихотворении «Снегопад!».

Выпь

Выпь - скрытная ночная птица. В брачный период самцы издают громкий крик, похожий на отдаленный крик быка. "У-трум!" - можно услышать из тростника такой частый вой. Хотя люди знают, что это ревёт выпь, но всё равно, когда они слышат этот странный звук, многим непроизвольно становится жутко. Кажется, какая-то боль, тоска и угроза звучит в голосе выпи. Именно эту особенность крика выпи точно подмечает Е.Ф.Маркин:

Здесь пока нет комментариев.


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)